С 1996 года в России введен обязательный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. С тех пор эффективность диагностики нарушений слуха у детей в раннем возрасте удалось существенно повысить. Однако работа в этом направлении продолжается. В июне коллектив авторов ФГБУ НМИЦО ФМБА России представил новое учебное пособие, которое дает современные рекомендации проведения аудиологического скрининга детей.
В последние годы неуклонно растет численность населения с патологией органа слуха. Сохраняющаяся тенденция роста числа больных с сенсоневральной тугоухостью показывает необходимость дальнейшего совершенствования организации аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни.
В настоящее время, согласно официальным данным ВОЗ, в мире насчитывается 466 миллионов человек с инвалидизирующей потерей слуха, из них 34 миллиона — дети (под инвалидизирующей потерей слуха понимают снижение слуха более чем на 30 дБ); в общей сложности около 165 миллионов людей живет с полной потерей слуха. Согласно оценкам ВОЗ, к 2050 году более 900 млн человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха.
Сложилась и сохраняется устойчивая тенденция существенного роста частоты нарушений слуха различного генеза. За пятилетний период число лиц с тугоухостью увеличилось более чем на 100 млн человек среди взрослого населения и более чем на 2 млн детей.
Считается, что на каждые 1000 физиологических родов приходится рождение одного ребенка с нарушенным слухом, однако интересный факт, что из 1000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, у 20−40 детей имеются глухота или выраженные нарушения слуха.
Частота встречаемости детей с нарушением слуха велика и у недоношенных детей с массой тела при рождении менее 2000 г она составляет около 15 детей на 1000 новорожденных.
Отсутствие или недостаточность объемов своевременной диагностики нарушений слуха у таких больных, особенно у детей, ведет к развитию сенсорной депривации и, вследствие этого, к инвалидизации больных. Ограничения способности к общению в дальнейшем ведут к снижению полноценной активности в трудовой и социальной деятельности, негативно сказываются на структуре личности людей со сниженным слухом.