Аудиологический скрининг в 12 месяцев и 6 лет: что нужно знать и о чем помнить педиатрам и оториноларингологам

Газиз Туфатулин, главный врач Детского сурдологического центра Санкт-­Петербурга, советник директора СПб НИИ ЛОР, доктор медицинских наук
14 апреля 2025 года вышел новый приказ Министерства здравоохранения РФ № 211Н об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними профилактических медицинских осмотров. В частности, документ предусматривает изменения в системе аудиологического скрининга.

С 1 сентября этого года приказ вступил в силу, а потому специалистам необходимо помнить о новых возможностях аудиологического скрининга в соответствии с изменениями в законодательстве.

О предпосылках нововведений, особенностях скрининга в разном возрасте и его значении для развития ребенка рассказал главный врач Детского сурдологического центра Санкт-­Петербурга, советник директора СПб НИИ ЛОР, доктор медицинских наук Газиз Туфатулин.

Разные исследования — один вывод

Не существует «идеального» и на 100% надежного объективного метода исследования. Диагноз в педиатрической сурдологии всегда ставится на основе принципа «перекрестного контроля»: соответствие данных объективных, субъективных методов, анамнеза и уровня развития. Пренебрежение проведением поведенческого тестирования у детей до года может привести к ошибкам в диагностике и выборе тактики лечения.

Пороги обнаружения слуховых вызванных потенциалов (КСВП ASSR) не являются порогами слуха, а лишь их коррелятами, и то не во всех случаях. Порог слуха — психоакустическое понятие, а значит, он может быть найден лишь субъективными методами.

У некоторых групп пациентов данные объективных методов не применимы для слухопротезирования. Это в первую очередь заболевания спектра слуховых (аудиторных) нейропатий, когда пороги КСВП и ASSR не отражают реальной картины звуковосприятия. Также ограничения уровня стимуляции при использовании объективных методов имеются у детей с IV степенью тугоухости и глухотой.

Однако определение порогов слуха у детей раннего возраста осложняется быстрым истощением внимания ребенка, утратой интереса к тихим звукам, трудностями в понимании инструкций.

Аудиологический скрининг без каких‑либо условий

Если в приказе Минздрава № 514н, который утратил свою силу с 1 сентября 2025 года, обязательным был скрининг у новорожденных, а далее в 1, 2, 3 месяца педиатр в поликлинике должен был проводить скрининг лишь в тех случаях, когда в карте не было сведений о его проведении, то в соответствии с новым приказом № 211н от 1 сентября 2025 года в периоде новорожденности врач-педиатр в поликлинике должен провести аудиологический скрининг без каких‑либо условий. То есть, даже если ребенку в родительном доме скрининг проводился, в поликлинике необходимо будет его повторить с помощью метода вызванной отоакустической эмиссии. Оптимально сделать это в периоде новорожденности, но в случае отсутствия данных о проведении скрининга и поздней постановке ребенка на учет в поликлинику — в любое время. Например, ребенок из другого региона или из другой страны попадает на участок в возрасте 6 месяцев, и у него нет данных по аудиологическому скринингу в медицинской документации, педиатр обязан провести ему скрининг при постановке на учет.

Но основное нововведение приказа 211н — новые возрастные точки скрининга — 12 месяцев и 6 лет. Это огромное достижение российской системы здравоохранения! Почему это важно, и какие возможности открываются для помощи детям?
Что может выявить
аудиологический скрининг
в 12 месяцев и 6 лет

Критический возрастной период 12 месяцев:

  • «пропущенная» в результате неонатального скрининга врождённая тугоухость;
  • отсроченная тугоухость (ЦМВ, генетическая);
  • прогрессирующая тугоухость;
  • приобретённая тугоухость.

Критический возрастной период 6 лет:

  • невыявленная ранее тугоухость (преимущественно 1–2 степень, односторонняя);
  • прогрессирующая и приобретённая тугоухость.

Критический возрастной период 12 месяцев

Критический возрастной период 12 месяцев является периодом активного развития речи. Если врач обнаружит проблемы у ребенка в этом возрасте, то еще будет время провести слухопротезирование в сенситивном периоде развития речи, который заканчивается к двум годам жизни. Ребенок сможет догнать своих сверстников, пойти в обычную школу. Если пропустить нарушения слуха здесь, прогноз будет хуже.

В результате аудиологического скрининга в 12 месяцев может быть обнаружена тугоухость, пропущенная в результате неонатального скрининга, проведенного в период новорожденности. Возможно, по каким‑то причинам скрининг не был проведен, была нарушена методика, или получен ложно-­отрицательный результат.
Также в этом возрасте может быть выявлена отсроченная тугоухость. Как вариант, у ребенка действительно регистрировалась акустическая эмиссия в периоде новорожденности, но потом наступил дебют тугоухости. Такое бывает, например, при врожденной цитомегаловирусной инфекции при наследственных формах тугоухости.

Еще один возможный вариант —­ прогрессирующая тугоухость. Ребенок с минимальным нарушением слуха прошел аудиотест, а дальше наступило ухудшение. В таком случае специалист «поймает» его в 12 месяцев жизни.
Ну и, наконец, приобретенная тугоухость. Например, ребенок перенес тяжелое инфекционное заболевание на первом году жизни, его лечили ототоксическими препаратами. В этом случае тоже нарушение слуха будет диагностировано вовремя.

Критический возрастной период 6 лет

Еще один критический период, в котором следует провести аудиологический скрининг, это 6 лет, когда есть возможность выявить нарушение слуха до школы, ведь впоследствии от ребенка потребуется большой уровень слухового внимания, и слух будет задействован для приобретения новых знаний, навыков. Лучше выявить это нарушения на пороге школьного обучения, своевременно провести коррекцию, лечение, слухопротезирование, кохлеарную имплантацию. Тогда откроются все возможности развития потенциала.

Если этого не произойдет, ребенок с первой — второй степенью тугоухости пойдет в массовую школу. Там он, с большой долей вероятности, будет учиться на тройки. И, может быть, к пятому классу, наконец, будет поставлен верный диагноз. Но время назад не вернуть. А этот ребенок мог бы быть отличником, раскрыть весь свой потенциал, реализовать себя в одной из наук, в спорте, в иностранных языках. Но этого он оказался лишен из-за своевременно невыявленной тугоухости.
Выделяют две причины, по которым 6 лет является критическим периодом. Во-первых, это невыявленная ранняя тугоухость. Если тугоухость по каким‑то причинам не выявили в 12 месяцев, или она наступила позже, то ее можно будет диагностировать в 6 лет, тогда будет время провести необходимые корректирующие мероприятия.

Вторая причина — прогрессирующая приобретенная тугоухость, которая наступила уже после 12 месяцев.

Обследование слуха у детей в возрасте 12 месяцев и 6 лет проводится методом вызванной отоакустической эмиссии в рамках осмотра врача-­оториноларинголога.
Маршрутизация
детей первого года
жизни после I-го
этапа скрининга

ЗВОАЭ зарегистрирована с обеих сторон и факторов риска нет.

Дальнейшее обследование не требуется. Необходимо наблюдать, чтобы слуховое развитие ребёнка соответствовало возрастным нормам, так как у части детей возможны отсроченная и приобретённая тугоухость.

ЗВОАЭ не зарегистрирована в обоих или даже в одном ухе.

Обязательно направить ребёнка к сурдологу до 3 месяцев жизни (или максимально быстро). Не рекомендуется выжидательная тактика и повторные попытки регистрации ЗВОАЭ в поликлинике.

ЗВОАЭ зарегистрирована, но есть хоть один из факторов риска.

Обязательно направить ребёнка к сурдологу до 3 месяцев жизни (или максимально быстро).

Каковы особенности регистрации акустической эмиссии в эти периоды?

Исследование несколько отличается от исследования новорожденного. В 12 месяцев дети спят уже значительно меньше днем, и это может вызывать некоторые сложности, потому что эмиссия должна проводиться в полной тишине. Безусловно, ребенок должен быть здоров, без лихорадки, без катаральных явлений. Его можно отвлекать. У детей в этом возрасте уже прекрасно развито зрительное сосредоточение, они интересуются яркими игрушками, мультфильмами. В данном случае использование гаджетов может сыграть на руку специалисту, поскольку ребенок будет сосредоточен на экране, а не на тех действиях, которые с ним производят.

В возрасте 6 лет уже можно объяснить ребенку, что будет происходить, можно превратить исследование в мотивационную игру. Самое главное, чтобы было тихо, ребенок в этот момент ничего не говорил, окружающие соблюдали тишину. Если методика не была соблюдена, было шумно, ребенок беспокоился, то, конечно, исследование нужно повторить.
Маршрутизация
детей в возрасте
12 месяцев и 6 лет
после регистрации ЗВОАЭ

ЗВОАЭ зарегистрирована с обеих сторон, жалоб нет, слуховое развитие соответствует возрасту.

Дальнейшее обследование не требуется. Необходимо наблюдать, чтобы слуховое развитие ребёнка в дальнейшем соответствовало возрастным нормам.

ЗВОАЭ не зарегистрирована в обоих или даже в одном ухе.

Направить ребёнка к сурдологу в кратчайшие сроки. Не рекомендуется выжидательная тактика и повторные попытки регистрации ЗВОАЭ в поликлинике (при соблюдении методики).

ЗВОАЭ зарегистрирована, но есть жалобы, задержка слухоречевого развития.

Направить ребёнка к сурдологу в кратчайшие сроки.

Что делать дальше?

Маршрутизация после проведения аудиологического скрининга в 1 год и 6 лет, по сути, та же самая, что и в период новорожденности. Если эмиссия зарегистрирована, никаких жалоб у родителей, у ребенка нет, слухоречевое развитие соответствует возрасту, необходимо наблюдать, чтобы и дальше ребенок развивался в соответствии с возрастными нормами.

Второй вариант, когда эмиссия не зарегистрирована в одном ухе или в двух ушах. При этом методика была соблюдена. Нужно направить ребенка к сурдологу в кратчайшие сроки. Не рекомендуется ничего ждать. Не рекомендуется многократно повторять исследования.

Третий вариант: эмиссия регистрируются, но есть жалобы. У ребенка наблюдается задержка слухоречевого развития, он часто переспрашивает. Необходимо в кратчайшие сроки направить ребенка к сурдологу, так как бывают формы тугоухости, которые не способна зарегистрировать отоакустическая эмиссия.
Возможно, кому‑то из врачей проведение дополнительных скринингов слуха покажется сложным, необязательным. Однако надо помнить, что ухо — это, по сути, ворота в головной мозг, доступ для огромного количества важной информации, являющейся сигналом для развития коры головного мозга. Я уверен, что со временем принятые сегодня нововведения станут привычными, и все больше специалистов будут чувствовать ответственность за развитие потенциала ребенка, который во многом связан с качеством слуха.
Выдержки из приказа МЗ РФ №211н:

Аудиологический скрининг в периоде новорожденности представляет собой исследование слуха с помощью вызванной отоакустической эмиссии и проводится в течение первого года жизни в любое время в случае отсутствия данных о его проведении.
Исследование вызванной отоакустической эмиссии в 12 месяцев и в 6 лет проводится в рамках осмотра врача-­оториноларинголога.