О слухе

Большой теннис для маленьких пациентов с нарушением слуха

Часто, говоря о реабилитации детей с нарушенным слухом, на первый план выходят задачи развития у них слухового восприятия и речи. Однако тугоухость таит в себе и другие факторы риска, один из которых — нарушение координации. Для решения этой проблемы в Санкт-­Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи и Детском городском сурдологическом центре впервые в мире разработали программу реабилитации слабослышащих детей с применением элементов тенниса.

На основании многочисленных исследований четко определено, что дети с нарушениями слуха имеют сопутствующие проблемы с постуральным контролем, балансом, координацией, развитием моторных навыков. Причинами являются общие факторы риска по тугоухости и вестибулярным, моторным нарушениям, а также анатомическая общность слухового и вестибулярного анализаторов. Частота встречаемости вестибулярных и моторных нарушений у детей с тугоухостью составляет примерно 60% и не коррелирует со степенью потери слуха.

Данный дефицит приводит к снижению возможностей участия ребенка в социальной жизни сверстников, развитию психоинтеллектуальных, академических затруднений и в конечном счете снижению качества жизни детей с тугоухостью. При этом, как правило, программы реабилитации детей направлены в первую очередь на коррекцию слуха и развитие речи, а вестибулярным и моторным нарушениям не уделяется должного внимания. В то же время рядом исследований подтверждается возможность улучшения моторных навыков, в особенности баланса, у детей с нарушениями слуха на фоне регулярных и целенаправленных физических упражнений. Казалось бы, решение очевидно: дополнить слухоречевую реабилитацию занятиями лечебной физкультурой. Но будут ли такие занятия интересны детям? Долго ли удастся удерживать внимание маленького ребенка? И как это скажется на эффекте?

Вторая проблема — доступность физкультуры и спорта для детей с нарушениями слуха. К сожалению, детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты, даже при достижении ими высокого уровня развития слуха и речи неохотно принимают в спортивные секции. Оно и понятно: тренеры редко имеют опыт работы с детьми с особенностями развития, боятся ответственности. Но ведь, как следует из предыдущего абзаца, эти дети больше других нуждаются в физической активности.

Одним из наиболее подходящих видов физической активности в структуре комплексной реабилитации детей с нарушениями слуха может стать занятие теннисом. Теннис — сложно-координационный вид спорта, требующий одновременной работы различных групп мышц и постоянного задействования зрительного и слухового анализаторов. Показано, что занятия теннисом приводят, в том числе, к развитию баланса, координации, постурального контроля, моторно-­зрительной интеграции. Кроме того, акустические различия при ударах по мячу ракеткой, удаленность соперника и тренера при необходимости восприятия их речи создают дополнительные возможности развития слухового восприятия для детей с нарушениями слуха, в особенности в сложных акустических условиях. Дополнительными преимуществами занятий детей с нарушениями слуха теннисом являются: развитие эмоционального интеллекта, навыков социального взаимодействия, эмоционально-­волевой сферы. Являясь игровым видом спорта, теннис воспитывает дисциплину, самоконтроль, контроль поведения и эмоций.

Минусами других видов спорта в этом аспекте являются цикличность, не способствующая активному развитию вышеназванных навыков (легкая атлетика), невозможность использовать технические средства реабилитации в процессе занятий (водные виды спорта), небезопасность и травматичность для ребенка с нарушенным слухом (единоборства, фигурное катание, хоккей, футбол, баскетбол), гендерная окраска (синхронное плавание, художественная гимнастика).

Ученые Санкт-­Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи совместно со специалистами Детского городского сурдологического центра разработали программу реабилитации мальчиков и девочек со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, включающую элементы тенниса. Занятия проходят на профессиональном корте и бесплатны для семей.

Важно, что в программе используются мягкие мячики, от которых при попадании в голову точно не пострадает имплант. А вот корт и ракетки — самые профессиональные. Дети ощущают себя настоящими спортсменами, у них просыпается соревновательный дух.

Уже первые результаты показали: у ребят не только улучшилась координация движений, но и речь. Моторика и артикуляция взаимосвязаны. Речь детей стала более правильной, расширился словарный запас. Кроме того, расширяются возможности социального взаимодействия, и медики не боятся об этом говорить, повышается уровень интеллекта.

В пилотном проекте участвуют двадцать четыре ребенка в возрасте от 8 до 12 лет, и мальчики, и девочки. Программа рассчитана на то, что после подведения итогов петербургские медики смогут делиться накопленным опытом с коллегами из регионов.

Газиз Туфатулин, доктор медицинских наук, главный врач Детского сурдоцентра, советник директора НИИ ЛОР

«Идея программы была подсказана самой жизнью. Раньше на эту проблему не обращали внимания и всерьез не занимались. Потому что ребенку нужно было прежде всего восстанавливать слух, учить говорить. Но сейчас медицина дает совсем иные возможности. Дети прекрасно слышат благодаря слуховым аппаратам или имплантам. Они нормально разговаривают, успешно учатся в обычных школах, тогда как раньше их уделом становился специализированный интернат. Но сложности с равновесием у них никуда не делись. При этом «крупная моторика», то есть движения конечностей, корпуса, координация напрямую влияют и на речь, и на письмо. Именно поэтому мы разработали комплексную программу реабилитации, направленную не только на улучшение слуха и речи, но и на восстановление координации движений».

Артем Пожидаев, специалист по адаптивной физкультуре, тренер по теннису, младший научный сотрудник НИИ ЛОР

«Наша цель — не просто научить ребенка играть в теннис. Это именно реабилитация, специально разработанные упражнения, направленные на развитие у ребенка моторных навыков. При этом игровая форма занятий вызывает интерес и желание постоянно заниматься. Более того, как показал опыт, наши дети очень трудолюбивы, и у них очень высоко стремление победить. Удивительно, но прогресс у них наступает быстрее, чем у детей с нормальным слухом».

Владимир Дворянчиков, директор НИИ ЛОР, профессор

«Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи — пионер и один из лидеров программ реабилитации детей с нарушениями слуха в России, рекордсмен по количеству кохлеарных имплантаций. Реабилитацией мы занимаемся с 1997 года. А петербургский детский сурдоцентр — передовое региональное учреждение данного профиля. Совместно мы разрабатываем и внедряем программы, позволяющие улучшить выявление проблем со слухом у детей, коррекцию нарушений, реабилитацию после операции по установке кохлеарного импланта или же после подбора слухового аппарата. Проводимый научный проект по коррекции моторных нарушений с помощью элементов тенниса сделает слухоречевую реабилитацию по-настоящему комплексной, позволяющей не просто восстановить слух и речь, а воспитать разностороннюю личность, готовую приносить пользу нашей стране».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-Ф3 "О персональных данных"