Возможный функционал применения ИИ для сурдопедагога можно разделить на три больших блока:
- Автоматизация, сбор и анализ данных.
- Ассистенты и виртуальные помощники.
- Поиск, разработка и подбор образовательных материалов и заданий.
Рассмотрим подробнее каждый из них, сделав акцент на практическом применении ИИ и НС в работе сурдопедагога.
Автоматизация, сбор и анализ данных можно использовать для проверки текстов, заполнения опросников, анкет, данных посещаемости, активности, прогресса. Например, при заполнении анкеты оценки слухоречевой динамики ИИ берет на себя рутинную проверку данных, а педагог только фиксирует итоги, что позволяет экономить рабочее время.
Ассистенты и виртуальные помощники могут быть оформлены в виде чат-бота, который возьмет на себя часть административной рутины педагога: ответы на часто встречающиеся вопросы, запись на прием, составление расписания и пр. Виртуальный помощник может быть полезен и для ученика: например, в качестве личного тьютора может выступать образовательный робот, который умеет распознавать речь, разговаривать с ребенком, помогая в развитии речи и обогащении словарного запаса. Такой формат помощника подходит для самостоятельной работы ребенка дома.
Поиск, разработка и подбор образовательных материалов и заданий осуществляется благодаря ИИ индивидуально для каждого ученика или для группы исходя из уровня развития детей, предпочтений и потребностей. ИИ освобождает педагогов от необходимости тратить много времени и материальных ресурсов на разработку персонализированных занятий вручную.
Технологии позволяют педагогам гораздо быстрее находить нужную информацию, лучшие педагогические практики и уже готовые материалы для занятий. С помощью ИИ педагоги могут генерировать отдельные вспомогательные единицы контента или уже готовые тексты, иллюстрации, видео, аудио, презентации и пр.