Не вместо, а вместе. Искусственный интеллект и нейросети — в помощь сурдопедагогу


О том, с какими задачами педагогу поможет справиться искусственный интеллект и нейросети, и как преодолеть различные страхи и предубеждения, с ними связанные, сурдопедагог Ольга Зонтова рассказала специально для читателей SurdoInfo.
Сурдопедагог, как и любой другой специалист, должен реагировать на развитие новых технологий. В этом убеждена Ольга Зонтова, которая вот уже много лет помогает детям с нарушениями слуха научиться понимать речь и правильно говорить.

Новый виток цифровизации педагогической работы подразумевает активное применение искусственного интеллекта, нейросетей и онлайн-обучения, поэтому важно не бояться использовать возможности современных технологий и постараться грамотно внедрять их в свою профессиональную деятельность.

Различные компьютерные программы уже умеют создавать текст, изображения, музыку, видео, однако у многих по-прежнему есть опасения, что для использования ИИ и НС в своей работе нужно быть программистом. Другие считают цифровые новшества временным модным явлением, не придавая им серьезного значения и не спеша разобраться в нюансах. При этом очевидно, что постепенно нейросети из развлечения станут для нас таким же привычным инструментом работы, как, например, компьютер, смартфон, интернет.
Давайте разберемся, как можно применять искусственный интеллект в работе сурдопедагогов, а главное, зачем это делать?

Основная цель использования ИИ в сурдопедагогике — повышение качества работы специалиста. Технологии на основе ИИ помогают сократить время и материальные затраты на рутинные задачи; освободить ресурсы для творческой работы, общения с учениками; разгрузить от бумажной работы (планы, отчеты и др.); улучшить аналитику и персонализацию реабилитации. При этом важно понимать, что ИИ не заменит сурдопедагога, а станет его хорошим помощником и ассистентом.

Виды работы с искусственным интеллектом для сурдопедагога

Возможный функционал применения ИИ для сурдопедагога можно разделить на три больших блока:

  • Автоматизация, сбор и анализ данных.
  • Ассистенты и виртуальные помощники.
  • Поиск, разработка и подбор образовательных материалов и заданий.

Рассмотрим подробнее каждый из них, сделав акцент на практическом применении ИИ и НС в работе сурдопедагога.

Автоматизация, сбор и анализ данных можно использовать для проверки текстов, заполнения опросников, анкет, данных посещаемости, активности, прогресса. Например, при заполнении анкеты оценки слухоречевой динамики ИИ берет на себя рутинную проверку данных, а педагог только фиксирует итоги, что позволяет экономить рабочее время.

Ассистенты и виртуальные помощники могут быть оформлены в виде чат-бота, который возьмет на себя часть административной рутины педагога: ответы на часто встречающиеся вопросы, запись на прием, составление расписания и пр. Виртуальный помощник может быть полезен и для ученика: например, в качестве личного тьютора может выступать образовательный робот, который умеет распознавать речь, разговаривать с ребенком, помогая в развитии речи и обогащении словарного запаса. Такой формат помощника подходит для самостоятельной работы ребенка дома.

Поиск, разработка и подбор образовательных материалов и заданий осуществляется благодаря ИИ индивидуально для каждого ученика или для группы исходя из уровня развития детей, предпочтений и потребностей. ИИ освобождает педагогов от необходимости тратить много времени и материальных ресурсов на разработку персонализированных занятий вручную.

Технологии позволяют педагогам гораздо быстрее находить нужную информацию, лучшие педагогические практики и уже готовые материалы для занятий. С помощью ИИ педагоги могут генерировать отдельные вспомогательные единицы контента или уже готовые тексты, иллюстрации, видео, аудио, презентации и пр.

Возможности нейросетей в работе сурдопедагога

Остановимся подробнее на нейросетях для подбора и адаптации образовательных материалов для сурдопедагогов.


  • Симуляторы универсальных тренажеров и виртуальных учителей. Они идеальны для самостоятельной работы учеников, позволяют общаться с ИИ от лица любых персонажей на любые темы. Например, можно проводить занятия и тренировать лексику в диалоге с известными персонажами (Винни-­Пух, Лунтик, Смешарики, Буратино и т. д.). При этом специалист сам наделяет собеседника знаниями и контекстом, а нейросеть будет всё это учитывать при работе. Благодаря этому мы можем пригласить на наши занятия абсолютно любого героя! Представьте себе, что ваш ученик может общаться с любимыми персонажами и учиться вместе с ними. В ходе таких занятий дети с бо́льшим интересом будут произносить слова и фразы, соответствующие задачам коррекционной работы.
  • Презентации. Сурдопедагоги в своей работе часто используют презентации. Нейросети могут помочь и с этой задачей. Достаточно просто составить запрос, который впоследствии автоматически станет заголовком будущей презентации, и система выдает блоки с текстом и иллюстрациями.
  • Аудио и видео. Еще один вариант работы с нейросетями — создание аудио и видео. При этом в запись можно вставить текст (в том числе тоже сгенерированный нейросетью), озвучить его различными голосами на любом языке. Сурдопедагог может использовать аудиозаписи для групповых и индивидуальных занятий: к примеру, для выработки условно-­рефлекторной двигательной реакции, определения начала и окончания звучания, отработки темпа и ритма звучания, прослушивания изменяющейся мелодии и т. д.
  • Видео нейросеть может сгенерировать из текстового описания, сценария, инструкции (в том числе созданной с помощью другой нейросети). Есть возможность использовать различных аватаров, произносящих текст. Генерация видео из иллюстраций позволяет загрузить картинку известного персонажа и оживить ее: глаза будут моргать, губы шевелиться, голос произносить текст. Такой персонаж может рассказывать детям об интересных фактах, позволяя разнообразить занятия и повысить интерес учеников.
  • Изображения. Особое внимание хочу уделить нейросетям, генерирующим изображения и тексты. Наглядность — одно из основных условий коррекционной работы, позволяющее добиться хороших результатов в слухоречевом развитии. Программы Н С с изображениями помогут создавать реалистичные и красивые изображения разного формата.
Визуализация глаголов «летит», «купается», «прыгает», «спит», «ест».
Визуализация глаголов «летит», «купается», «прыгает», «спит», «ест».
Визуализация глаголов «летит», «купается», «прыгает», «спит», «ест».
Визуализация глаголов «летит», «купается», «прыгает», «спит», «ест».
Визуализация глаголов «летит», «купается», «прыгает», «спит», «ест».
Сурдопедагог может ввести свои запросы для создания изображения либо вдохновиться изображениями других, скопировать их запрос и снова ввести — получится новое оригинальное изображение. Также можно внести изменения в уже готовую картинку, попросить сделать похожую, но в другом стиле, дать задание текстовой нейросети придумать запрос для нейросети изображений.

От того, насколько точно будет составлен запрос в нейросети, зависит получаемый результат. Поэтому тут важно иметь специализированные знания по формированию запросов (промтов) в НС с изображениями. Можно использовать различные стили картинок, подобрать освещение, эффект, добавить фантазийные элементы и пр.
Варианты картинок для развития речи на тему «Зима» и «Новый год у зайчиков».
Варианты картинок для развития речи на тему «Зима» и «Новый год у зайчиков»

Вот несколько наиболее простых и интересных вариантов работы с НС, которые может использовать сурдопедагог:

  • карточки на лексические темы (мебель, овощи, рыбы и др.);
  • сюжетные картинки (осень, зима, поход в магазин, гигиенические процедуры и др.);
  • глаголы (первые глаголы, часто встречающиеся, глаголы с изображениями известных героев и др.);
  • прилагательные (например, изображения одинаковых предметов, сделанных из разных материалов);
  • визуализация текстов (сюжетные тексты, скороговорки, диалоги, стихи, чистоговорки и пр.);
  • изображения эмоциональных состояний разных героев;
  • представление о пространстве и предлоги;
  • метафорические карты для развития связной речи;
  • дизайн своей работы (презентаций, помещения, альбомов для детей, плакатов, книг-раскладушек и пр.);
  • личный логотип;
  • развлекательный контент и прочие материалы.

Тексты

Способность нейросети создавать тексты — большая помощь для педагогов. НС сама обрабатывает информацию по запросу, а потом создает необходимый текст. С помощью НС можно адаптировать любой контент в любом формате для любой аудитории.

Для примера приведу из личного опыта полезные варианты запросов и методических рекомендаций для НС:
  • саммари полезных материалов или генерация статей с нуля;
  • конспект занятия, урока;
  • тематические тексты, рассказы, истории, сказки на заданную тему;
  • чек-лист;
  • подборка лексики по определенной теме;
  • диалоги для развития речи различного уровня;
  • сценарии праздников, праздничных занятий;
  • тематические физкультминутки;
  • тексты для автоматизации звуков;
  • темы для вебинаров, открытых занятий на указанную тему;
  • программа образовательного курса;
  • кейсы для занятий и мастермайндов;
  • договор об оказании услуг;
  • контент для социальных сетей;
  • шутки;
  • и многое другое.
От того, насколько вы правильно и точно составите запрос, зависит результат. Если отправить в НС четкий и развернутый запрос, сервис даст подробный, понятный и объемный ответ. В запросах для НС можно указывать целевую аудиторию, цели запроса, требования к лексике, актуальность и др. Нейросеть может создать текст в любом из стилей речи и жанров (публицистический стиль, научный, детективная история, стихотворение и т. д.). Однако главное — помнить, что всегда нужно проверять полученные из НС факты, даже если они кажутся очень правдоподобными.

Сурдопедагог и (или) искусственный интеллект?

При использовании ИИ и НС важно учитывать некоторые юридические и этические аспекты. Есть мнение, что повсеместное использование искусственного интеллекта влечет за собой определенные риски: от глобальных — захвата человечества до бытовых — о вытеснении профессии сурдопедагога как таковой. В ряде случаев эти страхи не позволяют специалистам осваивать и внедрять в свою практику технологии на основе ИИ.
Как представляют ИИ в сурдопедагогике

Ключевой этический вопрос в современном мире заключается в обеспечении коррекционно-­педагогической помощи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями ребенка. При умеренном управлении и обучении профессиональным сурдопедагогом искусственный интеллект может помочь в решении этой задачи.

Важно помнить, что любая научно-­техническая разработка сама по себе не имеет отрицательного или положительного значения. Применение технологии зависит от воли, эмоций и мышления человека. Поэтому давайте вместе сделаем искусственный интеллект серьезным подспорьем сурдопедагогам в реабилитации детей и взрослых с нарушениями слуха.
искусственный интеллект в помощь сурдопедагогу
Варианты картинок для развития речи на тему «Зима» и «Новый год у зайчиков»
Как выглядит применение ИИ в сурдопедагогике на самом деле
Варианты картинок для развития речи на тему «Зима» и «Новый год у зайчиков»
Как выглядит применение ИИ в сурдопедагогике на самом деле

Сурдопедагогам важно понять, что ИИ не вытесняет их труд, а замещает лишь некоторые функции, оставляя больше времени на индивидуальное общение с учениками и ресурсов для оптимизации (улучшения) процесса коррекционно-­педагогической помощи. Таким образом, вся монотонная работа может перейти в область ИИ, позволив сурдопедагогам больше заниматься творчеством, сделав их работу более эффективной.

Итак, главное в работе с ИИ и НС — желание творить, практиковать, экспериментировать.

Перспективы использования ИИ в работе сурдопедагога

  1. Способность ИИ распознавать невербальные сигналы (мимика, жесты, вокализация и др.) при выполнении задания. Такой мониторинг позволит своевременно менять индивидуальный подход к ученику, давать советы сурдопедагогу, корректировать работу.
  2. Образовательная платформа, которая использует ИИ для создания персональных программ реабилитации для каждого конкретного ученика с учетом промежуточной оценки и тестирования. Она даст возможность педагогам формировать уникальные персонализированные курсы реабилитации, которые можно адаптировать к потребностям и возможностям каждого ученика.
  3. Персональный ассистент для родителей и других родственников обучающегося, который благодаря использованию ИИ умеет распознавать речь и давать ответы на родном языке пользователя. В условиях нашей многонациональной большой страны это представляется весьма актуальным.

Все изображения в данной статье созданы с помощью нейросети.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе последних новостей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности