Расстройство центральной обработки слуховых сигналов (CAPD) — это полная или частичная неспособность различать, узнавать или воспринимать информацию на слух у детей с нормальными показателями чувствительности слуха и интеллекта. Важно обратить внимание, что CAPD — это нарушение слуха, не являющееся частью более комплексных нарушений вроде аутизма, интеллектуальных способностей, недостатка внимания и т. п.
Среди общих признаков наличия у ребёнка CAPD выделяют следующие:- плохо слышит в условиях фоновых шумов;
- плохо следует указаниям;
- устаёт на уроках;
- существуют проблемы с чтением и/или письмом;
- плохо распознаёт на слух речь и вообще фонетику;
- часто не понимает, что говорят другие, и просит повторить;
- наблюдаются трудности с выразительностью в речи;
- реагирует на устные просьбы медленно или с задержкой;
- слабое слуховое внимание;
- трудно запоминает информацию на слух.
Чтобы должным образом диагностировать CAPD, у ребёнка должны быть в норме периферийная слуховая чувствительность, когнитивные функции (IQ 85 и более), а возраст — не менее 7 лет. Точность диагностики CAPD у детей моложе 7 лет снижается ввиду чрезмерной изменчивости в работе мозга. Также важна работа многопрофильной команды, чтобы получить всеобъемлющее представление о текущем состоянии ребёнка.
В состав такой команды могут входить кто-либо из родителей, школьный учитель, психолог/нейрофизиолог, дефектолог и аудиолог. Родители могут рассказать о текущем состоянии здоровья ребёнка, развитии речи, проблемах в общении, социальном развитии, предыдущем лечении и т. п.
Учитель расскажет об успеваемости, а также о своих наблюдениях относительно того, как ребёнок учится и ведёт себя в школе.
Психолог/нейрофизиолог сможет оценить когнитивные функции ребёнка, память, успеваемость, чтобы определить наличие (или отсутствие) неспособности к обучению и влияние иных факторов, таких как внимание, визуальное восприятие и т. п., на проблемы ребёнка.
Логопед-дефектолог оценит навыки речи и её восприятия, которые сильно повлияют на оценку результатов диагностики CAPD. Также зачастую именно логопед-дефектолог предоставляет методы лечения, укрепляющие навыки обработки слуховых сигналов при наличии дефектов в оных.
Аудиолог проводит оценку периферийной слуховой системы, а также необходимые тесты для оценки центральной слуховой системы, помогает в разработке плана лечения. Важны данные, получаемые от всех участников команды, но именно аудиолог при помощи цепочки тестов, направленных на различные области обработки звука, может окончательно диагностировать CAPD.
Для проверки на CAPD у ребёнка необходимо провести всестороннее обследование периферийной и центральной слуховых систем. В оценку периферийной слуховой системы должны входить аудиометрия чистых тонов, измерение восприятия речи, отоакустическая эмиссия и проверка иммитанса. Только после этого можно приступать к блоку тестов на CAPD. Важно убедиться, что чувствительность слуха и функции среднего уха в норме, поскольку жидкость в среднем ухе или потеря слуха могут снизить точность тестов, нацеленных на центральную слуховую функцию.
Два наиболее распространённых метода диагностики и классификации CAPD — это модель Bellis/Ferre и модель Buffalo. Вне зависимости от применяемой модели широко распространено применение в комплексе тестов поведенческого тестирования центрального звуковосприятия в следующих категориях:
- дихотические слуховые тесты,
- монауральные низко избыточные тесты.
Дихотическое слушание (англ. dichotic listening) — восприятие на слух двух разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает (через наушник) на левое ухо, а другое на правое. Применяется в исследованиях эхоической памяти и избирательности восприятия (селективности), а также межполушарной организации психических процессов (межполушарной функциональной асимметрии).
Тестовые стимулы могут включать в себя цифры, предложения, отдельные слова или даже отдельные слоги. Чем более похожие подаются стимулы, либо чем больше они накладываются друг на друга, тем сложнее задание. Задача ребёнка либо повторять всё, что он слышит обоими ушами (разделённое внимание или бинауральная интеграция), либо повторять только то, что он слышит одним определённым ухом (направленное внимание или бинауральная сепарация). Результаты ребёнка с CAPD в заданиях на бинауральную интеграцию и сепарацию наверняка будут хуже, чем у ровесников с нормальным развитием слуха.